ОДИНЦОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы
По благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы

Одинцовская Епархия

Русской Православной Церкви

Одинцовская Епархия

Русской Православной Церкви

Введенский храм д. Котово

История Храма

Деревня Котóво, в прошлом – село, относится к числу древнейших поселений. Наро-Фоминского городского округа Московской области. До Революции 1917 года Котово административно входило в состав Боровского уезда Калужской губернии. В XVI веке село принадлежало боярам Андрею (†1598) и Василию (†1611) Яковлевичам Щелкановым (Щелкаловым) – видным государственным деятелям периода правления царей Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова. Братья служили главами Разрядного, Посольского и других приказов и пользовались большим влиянием в Русском царстве.
Щелкановы были крупными вкладчиками Боровского Пафнутьева монастыря – одного из самых больших и богатых в государстве. Одним из вкладов в обитель стали их вотчины «село Котово с деревнями и пустошами, да село Отепцово». Согласно записям Приправочной книги 1613 года, после завершения Смуты в Котове стоял «храм во имя Введение Пречистые Богородицы, а в пределе Николы Чюдотворца да Ивана Богослова древен, ветх». Ветхое состояние деревянной церкви свидетельствует о том, что здание возвели за много десятилетий, если не столетий, до переписи начала XVII века. В годы польско-литовской интервенции Котовская вотчина, как и вся округа, была опустошена захватчиками.
Во время переписи, проводившейся в 1628–1629 годах, храм указан «без пения», а дворы причта – пустыми; «церковные пашни лесом поросли». Как следует из документов 1623–1629 гг., «к селу ж Котову» относились 17 пустошей, селища Хоринское и Хлызнево, а также деревни Мальково и Елагина.
К 1652 году «в вотчине Пафнутьева монастыря в селе Котове на ручью церковь древянна розвалилась запустела от разорения». Однако часть земли в имении всё же продолжали обрабатывать. Село, стоявшее без храма, зафиксировано на редчайшем памятнике отечественной картографии, который можно датировать третьей четвертью XVII века – плане земель и окрестностей Боровского монастыря: в Котове значатся семь крестьянских дворов. По переписи 1678 года, дворов в селе уже было
девять.
В 1692–1693 гг. крестьяне под руководством Венедикта Афанасьева возвели на «пустовой церковной Введенской земле, которая писана на них крестьянах на оброке» новый деревянный храм. 17 октября 1694 года «поп Емельян Васильев», ставший настоятелем, получил для церкви антиминс. В селе, кроме дворов священника, дьячка и просвирни, числились тогда 15 крестьянских усадеб. В 1705 году к Введенскому приходу относились «деревни Башкино, Мальково и Рождествено, что была пустошь, 58 дворов крестьян, в них 227 человек» мужских душ. Однако новая церковь простояла недолго. 8 апреля 1719 года, в канун празднования Светлой Пасхи, пожар уничтожил здание. Ничего из святынь и убранства спасти не удалось: «святые иконы, и антиминс, и книги – всё погорело ж без остатку».
Как раз в те годы в верейском селе Слепушкино, принадлежавшем московскому кремлёвскому Чудову монастырю, построили новый
Преображенский храм. Старая церковь стояла пустой, и «приходские люди» согласились отдать её «на погорелое место» в Котово. Церковные власти утвердили прошение отца Емельяна 10 октября 1719 года, и позволили перенести храм. Таким образом древняя слепушкинская церковь, построенная в начале XVI века, оказалась на новом месте. Как и все храмы, стоявшие прежде в Котове, новую церковь освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Одноэтажная деревянная церковь «в виде корабля» имела шатровую двускатную крышу. Глухой фонарь венчала «глава маковицей». Иконостас с простыми колоннами был трехъярусным. На шестигранной колокольне размещались пять колоколов. Размеры храма составляли в длину – 20,6, в ширину – 4,5, а в высоту – 15 метров.
В 1764 году, в результате принятия Екатериной II Манифеста о секуляризации монастырских земель, богатая Боровская обитель лишилась свыше 11 тысяч крепостных мужского пола, в числе которых были и крестьяне Котовского имения. Бывших монастырских крестьян отнесли к категории казённых (государственных), обладавших личной свободой и плативших денежный оброк. Крестьянам Котова пришлось пройти через суровые испытания Отечественной войны 1812 года. Французские оккупанты уничтожили в приходе 95 дворов из 175. Серьёзно пострадал и разграбленный врагами храм. 21 октября отступавшие из Москвы французские войска под командованием вице-короля Италии Эжена де Богарне атаковали у Котова пост, выставленный генерал-майором И.С. Дороховым и состоявший из казачьего полка и эскадрона Елисаветградского гусарского полка.
После освобождения села церковь капитально обновили и освятили вновь. В 1836 году крыша храма была ещё крыта тёсом, однако со временем её заменили железной. Стены отштукатурили и расписали «посредственною живописью» в середине XIX века. Серьёзный ремонт здания был предпринят в 1877 году на средства, выделенные московским купцом Щербининым. Он пожертвовал приходу 2 тысячи рублей. В 1887 году котовских прихожан приписали к новопостроенному большому храму в соседнем Малькове. Однако спустя десять лет приход в селе всё же было решено восстановить. В начале ХХ века здесь числилось 838 прихожан из Котова и деревень Елагино и Казьминки. В несуществующей ныне Казьминке стояла часовня (1880). Абсолютной неожиданностью для прихожан стало желание знаменитого иеромонаха Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры отца Варнавы (в миру Василия Меркулова (24.01.1831–17.02.1906)) возвести в селе новый храм из камня. Для самого старца данный шаг не был спонтанным. На погосте в Котове покоился прах его отца. Ещё ребёнком Василий оказался в этих краях: в 1840 году его родителей, крепостных крестьян, продали в Нару-Фоминскую. Вскоре помещик Д.П. Скуратов перепродал семью Меркуловых князьям Щербатовым. К счастью, Софья Степановна Щербатова весьма благосклонно отнеслась к духовным исканиям Василия, и в 1856 году подписала юноше отпускную грамоту. Став свободным, молодой человек принял постриг и посвятил свою жизнь неустанному служению Богу. Отец Варнава прославился прозорливостью и даром исцеления. Стал старцем, отмеченным особой «духовной трезвостью». К нему стремились люди со всех концов России; он принимал до нескольких сотен человек в день. Среди его духовных детей преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов) и философ Константин Леонтьев. В 1905 году император Николай II посещал старца Варнаву, и получил его благословение. На личные средства преподобного в Котове возвели грандиозный пятиглавый храм в неорусском стиле с пятиярусной звонницей. Строительство шло с 1904 по
1906 год. Длина храма составила 40,5 метров, ширина – 21, а высота – 17 метров. Каменное здание поставили всего в 70 сантиметрах от «слепушкинского» храма, так как старец Варнава хотел, чтобы захоронение его отца вошло в пределы  нового храма. Он планировал впоследствии перенести старую церковь на другое место. После освящения каменного храма в старом службы уже не совершали.
Однако Господь не попустил старцу завершить его замысел. Преподобный скончался 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви в Сергиевом Посаде, исповедовав прежде более четырёхсот человек. Спустя девяносто лет, в 1995 году, иеромонах Варнава был канонизирован Русской Православной Церковью.
После кончины старца возникли проблемы с завершением отделки интерьеров Введенского храма. Не была перенесена на другое место и
деревянная церковь. У бедного прихода не хватало средств даже на отопление каменного храма. Тогда в 1912 году причт пожелал решить проблему кардинальным образом: продать древнюю церковь или пустить её на дрова – наотопление каменного храма.
В начале ХХ века решение подобного вопроса находилось в компетенции не только церковных властей. Судьбой древнего слепушкинско-котовского храма озаботилась Императорская археологическая комиссия в Петербурге, возглавляемая графом Алексеем Бобринским. Церковь в Котове обследовал выдающийся русский архитектор, академик и руководитель реставрационной комиссии ИАК Пётр Петрович Покрышкин (1870–1922). В 1916 году Комиссия пришла к выводу, что «эта церковь представляет большое историческое и археологическое значение, ибо существует около четырёхсот лет со своего построения и хранит в себе редкостные по древности и письму иконы; на уничтожение ея Императорская Археологическая Комиссия не даёт своего согласия. Возможно лишь перенесение древней церкви на иное место, с тщательным сохранением ея существующего вида». Среди уникальных образов здесь хранились иконы новгородского письма начала XVI века и фряжского письма XVII-XVIII столетий. Некоторые иконы перенесли в новый храм.
Оказать помощь в переносе церкви на новое место выразили желание А.В. Константинов и Т.Т. Тарасов, почитатели старца Варнавы. Однако все проекты были остановлены крушением империи. Очевидно, древнюю нарскую жемчужину уничтожили сразу же после Революции. Вероятнее всего, храм разобрали на дрова крестьяне: среди известных архивных документов упоминаний об этой церкви после 1917 года не найдено. После установления Советской власти православные Котовского прихода прошли через испытания, выпавшие на долю всех русских верующих: унижения, лишения, ограбления, закрытие церкви и, как итог, окончательное физическое уничтожение святыни. Во время изъятия церковных ценностей, которое в Котове прошло 9 мая 1922 года, власти экспроприировали серебра весом в 4 фунта 27 золотников. Среди изъятых предметов находились чаша, дискос, «крышка с Евангелия» и ризы с икон. Настоятелем храма тогда был отец Николай Истрин. До Революции он служил в Преображенской церкви в Слепушкине.
В 1923 году святой Патриарх Тихон рукоположил во иеромонахи к Введенской церкви села Котово Валентина Лукьянова (02.08.1877–01.06.1940). Впоследствии он служил в Никольском храме в Наро-Фоминске, затем – в Кунцеве и Ромашкове. Иеромонаха Валентина арестовали и приговорили к десяти годам заключения в 1937 году. Скончался батюшка спустя четыре года, отбывая наказание, и был похоронен в безвестной могиле в Новосибирской области. В 2000 году отца Валентина прославили в лике преподобномучеников. 11 февраля 1938 года Президиум Московского областного исполнительного комитета принял постановление «церковь в с. Котово закрыть, а здание снести». Изумительный по красоте храм, который можно было использовать в самых разных целях, предпочли обратить в кирпич. В этот трагический период с Введенским храмом оказалась неразрывно связана жизнь Ивана Алексеевича Чернова (1880–10.04.1939), родившегося в Алексеевке. Одно время он работал на фабрике в Наро-Фоминске, был простым колхозником. В свободное время служил псаломщиком в Покровской церкви в Петровском (Алабине) и, очевидно, в Котове.
После закрытия Введенского храма жители Алексеевки, являвшиеся котовскими прихожанами, просили своего односельчанина Чернова ходатайствовать перед властями о возобновлении богослужения в Котове и назначении в храм священника. Верный сын Церкви, Иван Алексеевич, приложил для этого все свои силы. Однако, в результате, 28 июня 1938 года его арестовали по обвинению в «антисоветской агитации» и заключили в наро-фоминскую тюрьму, затем перевели в Бутырский застенок в Москве. 9 сентября 1938 года особое совещание при НКВД СССР приговорило псаломщика к пяти годам отбывания в исправительно-трудовом лагере. И.А. Чернов скончался от голода в лазарете лагерного пункта Семеновка Пудожского района Карелии 10 апреля 1939 года и был погребен в безвестной могиле. В 2003 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил Иоанна Чернова в Собор новомучеников и исповедников Российских. Руины каменной Введенской церкви в Котове, построенной стараниями старца Варнавы, полностью были разобраны жителями деревни на кирпичи после Великой Отечественной войны.
По Промыслу Божию, третье тысячелетие ознаменовалось в Котове истинным возрождением: несмотря на многочисленные сложности, явились подвижники и благочестивые жертвователи. На земле, где в минувшие столетия стояли храмы, была возведена новая Введенская церковь. Причём История на котовской земле повторилась в буквальном смысле слова.
В 2022 году по благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы (Мосолова), руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, в наро-фоминское Котово был перенесён деревянный храм, прежде освящённый во имя Боголюбской иконы Божией Матери и стоявший в московском районе Фили-Давыдково (2014–2022). В разборе и перевозке храма в
Котово значительное содействие оказало министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Вне всякого сомнения, не случайно именно этот московский храм был перенесён в Котово. Уже после принятия решения о перемещении этого здания на Нарскую землю выяснилось, что в Боголюбском храме постоянно пребывал образ старца Варнавы Гефсиманского – икона прославленного в лике святых котовского храмоздателя, которую не так часто встретишь в московских церквях. Чин освящения храма Введения Пресвятой Богородицы в Котове был совершён архиепископом Фомой 22 июля 2023 года. В 2024 году продолжились работы по укреплению и облицовке церкви.

E-mail: daniilfedyakov1983@yandex.ru
Телефон: +7 (906) 7901638
Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, село Котово
Духовенство: настоятель иерей Даниил Федяков

Смотреть публикации прихода:

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Укажите здесь все рубрики в которых вы будете выкладывать новости, например: Новости комиссии по работе с молодёжью, новости Даниловского храма п. Нахабино.
При необходимости, запросите права на создание и редактирования профилей отделов или приходов, например: Профиль Даниловского храма п. Нахабино
Отображение вашего имени на сайте и авторство под публикациями.
Генерация пароля