ОДИНЦОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

По благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы
По благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы

Одинцовская Епархия

Русской Православной Церкви

Одинцовская Епархия

Русской Православной Церкви

Благовещенский храм п. Павловская Слобода

История храма

На берегу Истры, живописно петляющей среди полей и холмов, раскинулось большое село – Павловская Слобода. Доподлинно известно, что люди здесь селились уже с XI века, а может быть и раньше. Однако впервые упоминается Павловская Слобода в грамоте Великого князя Всея Руси Ивана III в 1504 году как родовая вотчина бояр Морозовых.

В 1645 году в Москве венчается на царство государь Алексей Михайлович (1629 – 1676), а через пять лет его воспитатель, “дядька”, ближайший друг и любимец боярин Борис Иванович Морозов (1590 – 1661) начинает в своём родовом имении на территории усадьбы возведение величественного каменного Храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

Борис Иванович Морозов, ближайший сподвижник и друг царя Алексея Михайловича, был рачительным хозяином и свою любимую вотчину, объединявшую вокруг Слободы еще 16 сел, превратил в великолепное хозяйство. Борис Иванович свято чтил устои православной жизни. Оттого и задумал воздвигнуть в селе величественный каменный храм.

Упоминаемая в 1593 году Благовещенская церковь была деревянной и уже не отвечала требованиям времени. Замысел боярина был столь грандиозен, что строительство растянулось на десятилетие и, к сожалению, случилось так, что с 1661 года окончанием работ руководила уже вдова Бориса Ивановича – Анна Ильинична Морозова. Благо, эти работы подходили к своему завершению. Как свидетельствуют архивные материалы, уже в следующем 1662 году для Храма заказываются иконы, а в лето 1663 года главы “опаиваются белым железом”. Доподлинно известно, что на строительстве Храма в 1661 – 1662 годах работал мастер Андрей Моисеев “со товарищи”.

Храм был поставлен на высоком правом берегу реки Истры и состоял из двух основных объёмов – собственно храма и расположенной к югу и отстоявшей от него высокой шатровой колокольни. Мощь каменных стен, лаконичность и соразмерность архитектурных форм, светотеневая пластика фасадов и, конечно же, потрясающий объём комплекса выводят Благовещенский Храм за рамки провинциального приходского сельского храма. Строгий и возвышенный, в отсутствие вычурности, стиль, устремлённое в небо семиглавие, столп колокольни очень активного силуэта – во всем видна претензия на очень высокий статус сооружения. В монументальности и простоте именно храма угадываются определённые черты сходства с древними московскими соборами, а в художественном образе колокольни – мотивы кремлёвских башен. И, думается, это не случайно. Стольник Борис Иванович Морозов, безусловно, рассчитывал на приём у себя в поместье высоких царственных особ. Поэтому он и строил достойный и соответствующий этому замыслу храм, перенося на берега Истры образ первопрестольной. И действительно, впоследствии в разное время здесь бывали царь Алексей Михайлович и его дети – государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич, царевна Софья и будущий царь Петр I Великий. Кто-то из них находил здесь кров и отдых, кто-то – возможность светлой молитвы, кто-то – спасительное убежище.

Великий князь Алексей Михайлович любил ездить в загородные сёла, отправляясь на богомолье или на свою любимую потеху – охоту. Неоднократно бывал он и в Павловской Слободе, проездом или в гостях у своего друга боярина Морозова.

Боярин Морозов меньше года не дожил до освящения храма, которое состоялось в феврале 1663 года.
Храм вышел на славу. Огромный, на высоком подклете, с семью главами, с трапезной и двумя приделами во имя св. пророка Илии и свт. Николая Чудотворца. К храму примыкала шатровая колокольня, завершавшая дивный ансамбль. Под колокольней были устроены Святые врата, которыми пользовались в особо торжественных случаях. Крытым переходом храм соединялся с княжескими палатами, на месте которых в наши дни возводится приходской комплекс.

Убранство храма хорошо можно определить по описи 1667 года. В центральном иконостасе храмовая икона Благовещения и икона архангела Гавриила были в золотых окладах с драгоценными камнями. Венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. В том же местном ряду находились иконы: Алексея — человека Божия (святой покровитель царя Алексея), Алексея Митрополита Московского, преподобной Марии Египетской (ее имя получила царица Мария Ильинична). Была икона Зачатия Богоматери (этой иконе молились о рождении детей), преподобного Саввы Сторожевского. В этом же ряду находилась икона пророка Ильи — небесного покровителя боярина Бориса Ивановича, крещеное имя которого было Илья. Кроме того, были иконы Троицы и покровителей лошадей Флора и Лавра. На местных образах были серебряные венцы, перед иконами стояли шесть деревянных подсвечников (по всей вероятности, расписных). В остальных рядах иконостаса было 11 икон в серебряных басменых окладах и 30 без окладов.

На аналое и в алтаре иконы Благовещения были украшены серебряными позолоченными окладами. Во всех тех алтарях были литые серебряные Распятия. Серебряные священные сосуды – потир, дискосы (3 блюда), лжица — были только в главном алтаре, в приделах они были оловянные. 3 напрестольных Евангелия были украшены серебряными окладами.

Храм был полностью снабжен необходимыми книгами. Здесь были 12 томов Минеи со службами на весь год, Псалтири, Часословы, Служебники и Требники для священников. Поразительно, что кроме необходимых по уставу богослужебных книг, в храм сразу же были куплены книги для чтения. Это были два толковых Евангелия, Прологи с житиями святых и рассказами из истории, сборник Ефрема Сирина, Житие Николая Чудотворца.

В храме было два придела — пророка Ильи и Николая Чудотворца. В приделе Ильи пророка находилась икона Похвалы Богоматери, вероятно, связанная с родом Милославских. Во всяком случае, в доме Ильи Даниловича Милославского в Кремле домовая церковь была Похвальской. Были иконы Иоанна Лествичника и Иоанна Златоуста (по всей видимости, в память отца боярина). В приделе Николая Чудотворца местные образы Спаса и Николы были в серебряных венцах.

Уже упоминалось, что стараниями Анны Ильиничны в храм села Павловского было куплено множество драгоценных тканей. Покровцы, «одежды на престол», облачения шились соответственно вкусам времени, когда сочетания самых ярких красок считалось обязательным. Поэтому в описи встречаются описания: «ризы — объярь алая, оплечье — атлас серебряный, опушены зеленым» или: «ризы из красной камки, кайма лазоревая». Были и примеры удивительного вкуса — покровцы: «атлас бел, опушен дорогами — бруснишной цвет».

Кадил в храме было четыре (одно серебряное), одна медная водо-святная чаша. Три паникадила в храме были медные.

Чтобы получить представление о храмовом комплексе, выросшем в Павловской Слободе, необходимо немного забежать вперед и взглянуть на фото с литографии А.А.Александровского 1878 года. Это единственный графический документ, на котором архитектурный ансамбль Благовещенской церкви запечатлён практически в неизменном со дня возведения виде – таким, каким он был задуман изначально.

После смерти Анны Ильиничны Морозовой в 1667 году, за неимением наследников, село было отписано в казну, а с 1730 года оно перешло во владение генерал-прокурора Сената Павла Ивановича Ягужинского (1683 – 1736). С этой даты еще целое столетие простоял дивный ансамбль на Истринском берегу в первозданном виде.

В 1830 году Благовещенский Храм понёс первые незначительные утраты, исказившие его первоначальный внешний архитектурный облик. Для улучшения технических показателей маленькие оконца апсиды были растёсаны, а большие оконные проёмы гульбища – частично заложены. Были полностью разобраны древние перспективные порталы.

Самой большой утратой того периода стала первоначальная колокольня XVII века, “упразднённая за ветхостью”.

В 1879 – 1881 годах стараниями мастера Бориса Савотиевича Раева крестьянина Владимирской губернии по проекту архитектора Г.Грудзина к западной стене храма была пристроена новая колокольня, которая представляла собой традиционное для периода эклектики сооружение. Надо отдать должное архитектору, который попытался сохранить в новой колокольне архитектурную композицию своей предшественницы (см. рис. 2). Но для всего архитектурного ансамбля это уже не имело никакого значения. Новая планировочная структура, преобразованная в схему “кораблем”, насильственное соединение двух разновремённых и разностилевых объёмов в один – всё это привело к дисгармонии и окончательно разрушило живописный первоначальный художественный образ Благовещенского Храма. При этом габариты новой колокольни оказались столь значительными, что она задавила своей массой собственно храм, существенно нарушив масштабные соотношения. 60 лет жизни было отведено новой колокольне, но она, как мы увидим, успела сыграть заметную роль в судьбе Храма.

Случай строительства в Павловской Слободе новой колокольни при существующей первоначальной не является исключительным. Нужда в более высоком сооружении вполне понятна. Она объясняется практическими соображениями, навеянными временем. Так и в селе Дмитровское соседнего Красногорского района в этот же период к западной стене Храма Димитрия Солунского (XVII в.) была пристроена новая высокая колокольня. Однако в с. Дмитровское старую колокольню не тронули по причине её непосредственного примыкания и соединения с южной стеной храма. Ссылки же на ветхость старой колокольни в Павловской Слободе – только предлог для сноса с целью использования её строительного материала.

В 1933 году Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, как и многие другие, постигла горькая участь. Он был осквернён и закрыт борцами с “религиозным дурманом”. Прервалась литургическая жизнь, замолчали сброшенные с колокольни колокола. В связи с перепланировкой под размещение здесь женского общежития были полностью уничтожены великолепные интерьеры.

Но Благовещенский Храм не держал обиду на людей, разоривших его. В 1941 году, когда на Родину пришла беда, и немецкие войска рвались к столице, он встал в ряды защитников Москвы, с которой его объединяли старинные родственные связи. Чтобы не давать ориентира немецкой авиации, летевшей бомбить Москву, Храм принёс в жертву свою высокую колокольню. Она была взорвана в 1941 году советскими военными. Возможно, что, жертвуя своей малой частью, Храм, таким образом, спасал родное село, местных жителей и самое себя от полного разрушения – немцы в Павловскую Слободу не вошли.

Многое повидал храм за 350 лет своей жизни. В нем неоднократно бывал царь Алексей Михайлович, присутствовал на богослужениях, трапезничал, отдыхал в колокольне. Посещали храм царь Федор, царевна Софья, молодой царь Петр.

В XIX веке храм повергся большим перестройкам. была разобрана первоначальная колокольня, возведена новая, у западной стороны храма. Устроены два придела: Казанской иконы Матери Божией и св. апостола Андрея Первозванного.

В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. Но промыслом Божиим в начале 90-х обрел храм вторую жизнь. 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.

По сей день на территории храмового подворья ведутся серьезные реставрационно-строительные работы.

E-mail: pavlovskayasloboda@mail.ru
Телефон: +7 495 994-83-28
Адрес: 143581, Московская область, городской округ Истра, с. Павловская Слобода, ул. Комсомольская, д. 1.

Смотреть публикации прихода:

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Укажите здесь все рубрики в которых вы будете выкладывать новости, например: Новости комиссии по работе с молодёжью, новости Даниловского храма п. Нахабино.
При необходимости, запросите права на создание и редактирования профилей отделов или приходов, например: Профиль Даниловского храма п. Нахабино
Отображение вашего имени на сайте и авторство под публикациями.
Генерация пароля