28 ноября 2024 года на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы», Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе отметил об угрозе неоязычества.
Среди значимых внутренних угроз России и нашей духовно-культурной идентичности — это, как ни странно, распространение и поддержка неоязыческих идей. Казалось бы, экзотика, а совсем нет. Эту тему я уже затрагивал ранее.
Повторю: риторика неоязычников обычно строится вокруг идей личного героизма, доблести и подвига, которые якобы не присущи христианству. Лживость этого тезиса абсолютно очевидна. Нужно совершенно не знать историю русского народа, чтобы утверждать подобные глупости. Подвиг — это основа христианской жизни, которая требует огромного мужества, воли и силы духа. «Подвиг» — от слова «движение», как я нередко говорил, движение вперед и вверх. История Церкви знает множество примеров святых, несших ратное служение. Бережно хранит память о святых воинах и Русская Православная Церковь. Святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской, праведный адмирал Феодор Ушаков, преподобные Илия Муромец, Пересвет и Ослябя и сегодня вдохновляют наших воинов, сражающихся на передовой.
Однако угроза распространения неоязычества с культом жестокости и грубой силы реально существует, в том числе и в армейской среде. Бороться с такими взглядами — важная задача и военных священников, и ответственных командиров, замечающих за своими подчиненными нечто подобное.
В последнее время появилась и новая мода устанавливать фигуры языческих божеств для привлечения внимания туристов. Языческие идолы — это именно идолы, то есть религиозные символы, а не какие-то «арт-объекты», как это пытаются порой представить. Наши благочестивые предки низвергали идолов, и не потому что были некультурными людьми, а потому что понимали: речь идет не о культурном факторе, но очень большой опасности для духовной жизни.
У многих в памяти недавняя резонансная история, произошедшая в одном северном регионе, который прочно ассоциируется с оплотом русскости и православной традиции. Слава Богу, усилиями правящего архиерея, неравнодушной общественности и указанием губернатора этот квази-арт-объект был демонтирован. Но ведь, к сожалению, это не единственный такой случай, и где-то воззвания Церкви и требования православной общественности остаются неуслышанными.
Хотел бы вновь особо подчеркнуть: любые заигрывания с язычеством опасны. К чему они приводят, мы хорошо знаем. Достаточно взглянуть на соседнее воюющее государство, в котором неоязычники при попустительстве власти приобрели такую силу, что создали собственные военизированные подразделения, основанные на нацистской идеологии. «Язычество равно нацизму» — эту формулу необходимо иметь в голове всем симпатизантам языческих идей, продвигающих их в общественном пространстве. Не от большого ума и не от любви к Отечеству это делается, надо сказать. Скорее, напротив — от незнания истории и банального невежества. Это в лучшем случае. А в худшем — от сознательного желания навредить.
Печально, но попытки подогреть интерес к язычеству наблюдаются даже в образовательном пространстве. Достойно глубокого сожаления, что руководители и педагоги в некоторых школах пытаются переформатировать на славянский манер популярный в западных странах шабаш — так называемый «Хэллоуин»; честно говоря, праздником даже язык не поворачивается такое назвать. Под патриотическим предлогом предлагается переименовать «Хэллоуин» в мероприятие «Велесова ночь».
Чтó это, если не фальсификация национальной истории, подмена духовных ценностей и, простите, пощечина русской культуре? В ответе на такого рода действия нельзя проявлять инертность и равнодушие. Это не пустяки, это не сказки, это не игра молодежи — нет, совсем другое. Важно делать все возможное, чтобы предотвратить внедрение этих ложных и опасных символов в сознание наших детей, тем более, как я уже сказал, в определенных средах эти символы охотно принимаются.