28 ноября 2024 года на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы», Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе рассказал об алкогольной угрозе.
Еще один серьезный вызов Русскому миру — это алкогольная угроза. Мы много говорим о необходимости повышать рождаемость и укреплять семейные ценности, о пропаганде многодетности и борьбе с абортами, но забываем, что страшным зверем, пожирающим людей, остается алкоголь. Распад семей, женское и мужское бесплодие, рождение больных детей, тяжкие преступления со смертельным исходом, совершенные в пьяном виде, и, наконец, разрушение здоровья и значительное снижение умственных способностей как у самих употребляющих алкоголь, так и у их потомков, получающих дурную наследственность, — всё это ведет к физической, интеллектуальной и духовно-нравственной деградации людей и в перспективе к неумолимому угасанию нации.
Проблема возникла, конечно, не вчера. На протяжении нескольких столетий распространяются и настойчиво навязываются общественному сознанию ложные стереотипы о якобы извечной склонности русского человека к пьянству. Ничего подобного! Русский человек всегда был работающим, трудолюбивым, ответственным, целеустремленным. Без этих важных качеств просто невозможно было бы создать такое государство, каким является Россия.
В свете этого с сердечной болью воспринимаю сообщения о том, что в текущем году существенно выросла продажа алкоголя: по некоторым из видов продажа выросла даже на 60%[4]. Неприемлемо высоким остается употребление алкоголя на душу населения[5]. Это реальная проблема национального масштаба.
Русская Православная Церковь, свидетельствующая о смертельной опасности алкоголизации, не может не бить в набат по этому поводу. У нас существует Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы, задачей которого является в том числе координация усилий Церкви, государства и институтов гражданского общества. Хотелось бы получить актуальную информацию о том, чтó реально делается для борьбы с алкогольной угрозой, в том числе и в рамках работы этого Совета.
Алкоголь оказывает непосредственное влияние на повышение смертности среди населения, поэтому никакие меры по улучшению демографической ситуации в стране не будут иметь ощутимого эффекта, если не вести борьбу за укрепление трезвенных убеждений. Знаю, что в некоторых российских регионах уже действуют или активно обсуждаются меры по ограничению продаж алкоголя. Думаю, это доброе начинание, заслуживающее поддержки.
В свое время, когда я был ректором духовной академии в Ленинграде, в мои обязанности входило также пастырское окормление русских приходов в Финляндии. И, посещая эту страну, я был удивлен, как системно, с каким упорством и настойчивостью власти осуществляли программы по ограничению употребления алкоголя. Как известно, среди северных народов это явление было действительно очень распространено и представляло большую опасность. И ведь многого достигли: никакого повального пьянства в Финляндии, по крайней мере, о ней могу говорить, не существует. Казалось, что из этого рабства вырвать народ невозможно, но ведь сделали — посредством разумных государственных программ, широкого информирования общественности, воспитания в школах и других учебных заведениях. Поэтому есть, конечно, соответствующие примеры, и, думаю, было бы очень важно, чтобы и у нас осуществлялась планомерная работа по ограничению употребления алкоголя нашим населением.
Необходимо вернуть нашему народу понимание и убеждение, что трезвость — это норма жизни, тем более жизни духовной. Люди, погруженные в церковную культуру, помнят, что каждое утро мы просим Господа, чтобы Он даровал нам бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни[6]. А духовное трезвение невозможно без трезвения плоти, это аксиома!