28 ноября 2024 года на пленарном заседании XXVI Всемирного русского народного собора «Русский мир: внешние и внутренние вызовы», Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе отметил, что невежество — корень многих зол.
Невежество — воистину корень многих зол. Церковь всегда выступала за развитие просветительской деятельности. «Свет Христов просвещает всех» — эти слова огненной строкой проходят не только через богослужения Великого поста, но и через всю миссию Церкви, которая свидетельствует о важности получения настоящих, глубоких знаний, качественного образования и нравственного воспитания. Именно поэтому мы с осторожностью относимся к звучащим сегодня предложениям ограничить среднее образование восемью классами, а высшее — тремя годами обучения. А прозвучали такие мысли и на достаточно высоком уровне.
Образование необходимо для формирования цельной и гармонично развитой личности, для раскрытия в человеке образа Божия, заложенного с рождения. Не устаю напоминать об этом важном смысле слова «образование». Если образование и культура не воспитывают в человеке доброту, совестливость, любовь к Отечеству, то возникают тревожные вопросы: в правильном ли направлении вообще они развиваются? точно ли служат благу народа?
Как так получается, что у части заканчивающих государственные школы или вузы молодых людей формируются ценности, чуждые нашей духовной культурной традиции? Они не испытывают любви и даже уважения к России, к ее истории, с нескрываемым презрением отзываются о русском народе и даже о русском языке. Таких, конечно, пока меньшинство, но, к сожалению, это немаленькое меньшинство. Почему из государственных вузов, содержание которых обеспечивается за счет средств национального бюджета, пополняемого простыми налогоплательщиками, то есть всеми нами, выходят в том числе и русофобы? В то время, когда страна находится в очень непростом положении, обороняясь от многих, кто желает, как мы говорим, расчленить и погубить единый народ.
Эти вопросы перестанут быть риторическими, если мы посмотрим, какие ценности могут прививаться молодому поколению педагогами с «широкими взглядами на жизнь», как они сами себя называют.